Сегодня российские ВУЗы все чаще и чаще проверяют работы на плагиат. Основная проблема заключается в том, что сама процедура проверки очень далека от идеала.
Для начала следует разобраться что такое плагиат, а что нет. С точки зрения существующих инструментов проверки на оригинальность, плагиат - это текст, который уже находится в базе данных той или иной системы проверки. Так, общепринятое устойчивое выражение из 3-4 слов может быть вполне определено как плагиат.
Наиболее часто используемый преподавателями подход - установление порога оригинальности, что само по себе является с нашей точки зрения неверным. В некоторых случаях проверяющие смотрят именно на достижение этого порога, а не на качество используемых источников, удельный вес заимствований.
Почему учащиеся не имеют право цитировать учебную и научную литературу? Они просто учатся, не претендуя на награды в области науки.
При этом, такая проверка, не сказать чтобы просто, но гарантированно обходится рерайтом - плагиат можно переформулировать и получить вполне оригинальный текст. Ввиду этого, описанный выше подход, как мы его называем "в лоб", является неприемлимым.
Согласно другому подходу, плагиат - это заимствование чужих идей. Идею можно изложить в 10 вариантах текста, однако сама ее суть останется неизменной. Если один автор научной работы заимствует у другого идею - именно это является плагиатом.
Если исходить из такого положения вещей, то проверка на плагиат должна заключаться в изучение текста, поиск заимствований чужих мыслей, без указания на их авторство, определение качества использованных источников, объема заимствований из каждого из них в составе текста.
Однако, при этом возникает вопрос: способны ли все студенты, которые в настоящее время обучаются в российских ВУЗах генерировать уникальные мысли?
Таким образом, и тот и другой подход, при их использовании в чистом виде не может быть использован при проверке студенческих работ на оригинальность.
Более того, проверка текста на плагиат вызывает еще большее желание студентов заказать работу в специализированных организациях, прибегать к помощи предприимчивых преподавателей, так как переформулировать 30-40 (курсовые работы) или 70-100 (дипломные) страниц текста получится лишь у единиц среднестатистических студентов.
Другими словами, проверка текста на оригинальность лишь усугубляет ситуацию с качеством образования.
По нашему мнению решение проблемы списывания, бездумного копирования нужно решать комплексно. В первую очередь, необходимо работать над повышением качества и культуры образовательного процесса. Это касается его методического и организационного обеспечения.
В приоритете - улучшение условий труда преподавателей ВУЗов. В этом случае каждому студенту будет уделено большее внимание, снизится уровень безразличия со стороны преподавателей и студентов.
Заказать повышение оригинальности курсовой или дипломной в «ИнПро»
Во вторую очередь, необходима формулировка четких правил проверки на плагиат для различных дисциплин и специальностей, установления порогового процента копирования материала из каждого источника, нормативного процента оригинальности отдельных глав практических курсовых и дипломных работ.
В частности, требовать от студента-юриста оригинальности курсовой работы в 70-80%, учитывая, что традиционно большая ее часть - это цитирование нормативно-правовых актов, по меньшей мере нелогично, впрочем, как и устанавливать аналогичный пороговый уровень оригинальности к расчетному заданию, имеющему шаблонный характер, для студента-экономиста.
Сложно поверить, но именно с такими абсурдными требованиям мы сталкиваемся каждый день.
С уважением, колллектив «ИнПро»
Тэги: #Антиплагиат #Советы авторам #Советы студентам